Mar 21, 2010

JOUR405: Специализированная журналистика (Научная журналистика и освещение здравоохранения)

Обязательнaя и рекомендованная литература:

Литература общеобразовательного плана по курсу:
• Рэндалл Д. Универсальный журналист: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Rendall/index.php

Рекомендованная литература:
• Анатомия одной новости, или Как на самом деле физики изучают элементарные частицы: http://elementy.ru/lib/430431
• Сенсация, или Что такое новости науки? http://nauchnik.ru/sensatsiya-ili-chto-takoe-novosti-nauki/
• Стратегии научной популяризации сегодня: http://nauchnik.ru/strategii-nauchnoy-populyarizatsii-segodnya/
• Что такое новости науки. Идеология и технология их создания: http://nauchnik.ru/chto-takoe-novosti-nauki-ideologiya-i-tehnologiya-ih-sozdaniya/
• Золотой фонд: http://nauchnik.ru/zolotoy-fond/
• Рекомендации по освещению науки и медицины в прессе: http://nauchnik.ru/guidelines-sirc/
• Наука – информационный портал (множество книг по различным проблемам науки в открытом доступе и цифровом варианте): http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/INDEX_SCIENCE.php
• Борисов В. Демография: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/boris/index.php
• Чижевский А. Мы и погода: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/chij/mui_pog.php
• Метеорология и климатология: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r39873/dec03020.pdf
• Метеорология и климатология2: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r39872/jun04001.pdf
• Экология: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27277/feb02047.pdf и http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27277/feb02047.pdf
• Основы профилактической медицины и первая медицинская помощь: Учебное пособие: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22483/roman_sb.pdf
• Мировая агропродовольственная система: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22298/125.pdf
• Оказание первой помощи при химических отравлениях: Методические рекомендации для практических занятий: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61603/safty002.pdf
• Отравления в детском возрасте: Методическое пособие для врачей-педиатров: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r56011/amursma02.pdf
• Культура, искусство и творческая деятельность в профилактике ВИЧ и СПИДа: Аналитический доклад: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r57406/book329.pdf
• Анализ образовательно-просветительских программ в области профилактики ВИЧ/СПИД в России: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r29798/unesco03.pdf
• Синтетические лекарственные средства против ВИЧ/СПИД: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r21424/9909_044.pdf

Расписание классов:

Первый семестр

Неделя № 1
Введение в предмет, сущность, происхождение, прогресс в области науки: Обзор важности науки.
Задание: Размышление (250-300слов) о полезных и вредных последствиях науки
• Анатомия одной новости, или Как на самом деле физики изучают элементарные частицы: http://elementy.ru/lib/430431

Неделя 2
Выдающиеся научные открытия, изобретения, приспособления и другие открытия.
Задание: написать план для вашего основного материала о проблеме национальной науки. План должен быть одобрен преподавателем. Материал должен быть представлен в конце второго семестра.
• Анатомия одной новости, или Как на самом деле физики изучают элементарные частицы: http://elementy.ru/lib/430431
• Сенсация, или Что такое новости науки? http://nauchnik.ru/sensatsiya-ili-chto-takoe-novosti-nauki/

Неделя 3
Обзор вопросов охраны здоровья и их влияние на благополучие граждан; экономические последствия хорошо организованной или бессистемной работы здравоохранительной системы.
Задание: написать газетный материал (8 абзацев) о наиболее тревожных проблемах со здоровьем в вашем государстве.
• Сенсация, или Что такое новости науки? http://nauchnik.ru/sensatsiya-ili-chto-takoe-novosti-nauki/
• Стратегии научной популяризации сегодня: http://nauchnik.ru/strategii-nauchnoy-populyarizatsii-segodnya/
• Что такое новости науки. Идеология и технология их создания: http://nauchnik.ru/chto-takoe-novosti-nauki-ideologiya-i-tehnologiya-ih-sozdaniya/

Неделя 4
Техника подготовки информации для научной журналистики, включая интервьюирование и презентацию.
Задание: взять интервью у старшего должностного лица из организации общественного здравоохранения, в вашем районе на текущие проблемы, и написать материал (500 слов).
• Сенсация, или Что такое новости науки? http://nauchnik.ru/sensatsiya-ili-chto-takoe-novosti-nauki/
• Стратегии научной популяризации сегодня: http://nauchnik.ru/strategii-nauchnoy-populyarizatsii-segodnya/
• Что такое новости науки. Идеология и технология их создания: http://nauchnik.ru/chto-takoe-novosti-nauki-ideologiya-i-tehnologiya-ih-sozdaniya/
• Анатомия одной новости, или Как на самом деле физики изучают элементарные частицы: http://elementy.ru/lib/430431

Неделя 5
Изучение научной и технической терминологии для массовой аудитории. Поддержание точности и контекста при написании так, чтобы было понятно широкой аудитории.
Задание: взять интервью с ведущим ученым, или преподавателем науки в вашем городе, и написать 2-х страничный новостной материал.
• Анатомия одной новости, или Как на самом деле физики изучают элементарные частицы: http://elementy.ru/lib/430431
• Наука – информационный портал (множество книг по различным проблемам науки в открытом доступе и цифровом варианте): http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/INDEX_SCIENCE.php

Неделя 6
Различные отрасли науки, и каким образом каждая способствует укреплению человеческой жизни; симбиотические отношения между наукой и технологией.
Задание: сравнить и противопоставить три отрасли науки, как каждая влияет на жизнь людей (не более 500 слов).
• Наука – информационный портал (множество книг по различным проблемам науки в открытом доступе и цифровом варианте): http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/INDEX_SCIENCE.php
• Сенсация, или Что такое новости науки? http://nauchnik.ru/sensatsiya-ili-chto-takoe-novosti-nauki/
• Стратегии научной популяризации сегодня: http://nauchnik.ru/strategii-nauchnoy-populyarizatsii-segodnya/

Неделя 7
Демографические вопросы: регулирование рождаемости; распределение рождений по периоду брака; использование противозачаточных средств; реальность и политика ограничения рождаемости; её экономические и социальные последствия.
Задание: опросить 20 женщин вашего города и написать об их восприятии программ по планированию семьи.
• Борисов В. Демография: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/boris/index.php

Неделя 8
СМИ и наука/здоровье: Как СМИ могут быть более продуктивно использоваться как инструмент распространения науки и информации. Задание: написать критический отчет о материале по науке или здоровью в вашей местной новостной прессе, с откликами от редактора или редактора отдела новостей.
• Рекомендации по освещению науки и медицины в прессе: http://nauchnik.ru/guidelines-sirc/

Неделя 9
Особенности написания газетных статей о науке и здравоохранении: эффективность новостного материала как средства для подготовки репортажей о науке и здравоохранении.
Задание: подготовить завершенную статью (около 750 слов) для публикации на тему малярийного бедствия или полиомиелита в вашей стране.
• Рекомендации по освещению науки и медицины в прессе: http://nauchnik.ru/guidelines-sirc/
• Анатомия одной новости, или Как на самом деле физики изучают элементарные частицы: http://elementy.ru/lib/430431
• Сенсация, или Что такое новости науки? http://nauchnik.ru/sensatsiya-ili-chto-takoe-novosti-nauki/
• Стратегии научной популяризации сегодня: http://nauchnik.ru/strategii-nauchnoy-populyarizatsii-segodnya/
• Что такое новости науки. Идеология и технология их создания: http://nauchnik.ru/chto-takoe-novosti-nauki-ideologiya-i-tehnologiya-ih-sozdaniya/

Неделя 10
Репортажи о погоде: вопросы для обсуждения, касающиеся изменения климата, дождей, засухи, опустынивания, лесоразведения, сельскохозяйственного производства, голода и последствий для общества.
Задание: отследить прогнозы погоды за последние пять дней и написать статью (10 абзацев) об их точности, с откликами от местного метеоролога.
• Чижевский А. Мы и погода: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/chij/mui_pog.php
• Метеорология и климатология: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r39873/dec03020.pdf
• Метеорология и климатология2: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r39872/jun04001.pdf

Неделя 11
Окружающая среда: загрязнение: угарным газом от выбросов транспортных средств, из отраслей промышленности, промышленных сточных вод и шумовое загрязнение; сточных вод и заражение водных источников; от бытовых и промышленных твердых отходов.
Задание: отследить уровень шума в вашем районе в течение двух дней, и взять интервью с властями о том, что они делают по поводу данной проблемы.
• Экология: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27277/feb02047.pdf

Неделя 12
Журналистские расследования в области науки и здравоохранения.
Задание: подготовить расследовательский материал о незаконном производстве наркотиков в вашем государстве, или крупнейших нефтяных разливах, или иных экологических проблемах (до конца 15-ой недели настоящего семестра).
• Экология: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27277/feb02047.pdf и http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27277/feb02047.pdf
• Рэндалл Д. Универсальный журналист: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Rendall/index.php

Неделя 13
Создание источников для новостей. Особое внимание уделяется культивированию экспертов, которые будут постоянными источниками информации и образования.
Задание: предоставить список 10 источников, к которым студенты планируют обратиться для их расследования.
• Рэндалл Д. Универсальный журналист: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Rendall/index.php

Неделя 14
Как освещать конференции, семинары, симпозиумы, коллоквиумы по теме науки и здравоохранения.
Задание: осветить совещание по вопросам здравоохранения и написать статью для публикации на его основе.
Литература к следующей неделе: прочитать статьи в научных или медицинских журналах и быть готовым доложить об этом в аудитории на следующей неделе.
• Рэндалл Д. Универсальный журналист: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Rendall/index.php
• Золотой фонд: http://nauchnik.ru/zolotoy-fond/
• Рекомендации по освещению науки и медицины в прессе: http://nauchnik.ru/guidelines-sirc/
• Наука – информационный портал (множество книг по различным проблемам науки в открытом доступе и цифровом варианте): http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/INDEX_SCIENCE.php

Неделя 15
Научная и медицинская литература как источник информации: как писать об академических докладах, представленных на научных конференциях и в журнальных статьях.
Предоставить расследовательский материал с перечнем источников.
Задание: группам студентов провести семинар в классе по правовым и этическим вопросам в области науки и здравоохранения.
Литература к следующей неделе: раздаточные материалы по закону о прессе и этическим вопросам для журналистов, пишущих о науке.
• Рекомендации по освещению науки и медицины в прессе: http://nauchnik.ru/guidelines-sirc/

Второй семестр

Неделя 1
Правовые и этические вопросы в подготовке материалов о науке и здоровье: обеспечение конфиденциальности; конфиденциальность между врачом и пациентом; авторские права; патенты и другие правовые вопросы.
Литература к следующей неделе: раздаточные материалы по альтернативным источникам здравоохранения.
Задание: студенты докладывают о продвижении их главноого материала по проблеме национальной науки (работа сдается в конце второго семестра.)
• Рекомендации по освещению науки и медицины в прессе: http://nauchnik.ru/guidelines-sirc/

Неделя 2
Альтернативные источники лечения: лекарственные травы, листья и корни; совместная деятельность альтернативной и ортодоксальной медицины; контроль качества.
Задание: написать статью об уровне одобрения альтернативных лекарственных препаратов населением местности, где вы живете.
Литература к следующей неделе: преподаватель согласует с приглашенным лектором список литературы.
• Наука – информационный портал (множество книг по различным проблемам науки в открытом доступе и цифровом варианте): http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/INDEX_SCIENCE.php

Неделя 3
Тропические болезни: паразиты, тропические болезни - плазмодий, онхоцеркоз, филяриатоз. (Приглашенный лектор)
Задание: написать статью в 15 абзацев о тропических болезнях в вашей стране.
Литература к следующей неделе: приглашенный лектор должен подготовить список литературы на следующую неделю, обязательно включив веб-сайт Межправительственной группы экспертов по изменению климата (http://www.ipcc.ch.
Для оставшейся части второго семестра, литература для чтения должна быть назначена с одобрения приглашенного лектора.
• Основы профилактической медицины и первая медицинская помощь: Учебное пособие: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22483/roman_sb.pdf

Неделя 4
Изменение климата и дебаты о глобальном потеплении (приглашенный лектор).
Задание: написать статью, основанную на оценке преподавателем протокола Киото.
Задания последующих классов должны быть даны приглашенным лектором на основе работы в аудитории, но могут принимать различные формы, такие как: новости или тематические статьи, групповые презентации, приглашения представителей промышленности для предоставления контрдоказательств к анализу материала приглашенного лектора т.д.
• Метеорология и климатология: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r39873/dec03020.pdf
• Метеорология и климатология2: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r39872/jun04001.pdf

Неделя 5
Сельское хозяйство: определение сельского хозяйства, население мира и производство продовольствия; промышленное животноводство, системы производства продуктов животноводства; управление различными видами сельскохозяйственного. (Приглашенный лектор).
Задание: основано на оценке приглашенным лектором вопросов сельского хозяйства в вашей стране.
• Мировая агропродовольственная система: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22298/125.pdf

Неделя 6
Малярия: виды москитов, которые являются переносчиками малярий; лечение; экологическая санитария; лекарственная устойчивость, экономические последствия малярии. (Приглашенный лектор)
Задание: написать доклад о науке по лечению малярии.
• Основы профилактической медицины и первая медицинская помощь: Учебное пособие: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r22483/roman_sb.pdf

Неделя 7
Наука о продовольствии и технологии: пищевые отравления и их предупреждение; пищевая промышленность и консервирование; заражение продуктов питания из природных источников, а также другие продовольственные вопросы. (Приглашенный лектор)
Задание: расследовательский материал о продовольственной инспекции, или абортах, или лечении ВИЧ / СПИД в вашем районе. (К концу 12-ой недели).
• Оказание первой помощи при химических отравлениях: Методические рекомендации для практических занятий: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61603/safty002.pdf
• Отравления в детском возрасте: Методическое пособие для врачей-педиатров: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r56011/amursma02.pdf

Неделя 8
Репродуктивные органы и функции тела: развитие; физиологические изменения, последствия; аборты. (Приглашенный лектор).
No Literature Required

Неделя 9
ВИЧ / СПИД и других венерические заболевания: причины, лечение, контроль социальных и экономических последствий для общества. (Приглашенный лектор.)
• Культура, искусство и творческая деятельность в профилактике ВИЧ и СПИДа: Аналитический доклад: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r57406/book329.pdf
• Анализ образовательно-просветительских программ в области профилактики ВИЧ/СПИД в России: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r29798/unesco03.pdf
• Синтетические лекарственные средства против ВИЧ/СПИД: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r21424/9909_044.pdf

Неделя 10
Энергетика: Нефть в современной энергетической структуре; классификации и состав сырой нефти и природного газа; другие аспекты индустрии; другие виды и источники энергии; социальная, экономическая и политическая значимость энергетики; индустриализация и деградация окружающей среды. (Приглашенный лектор)
Задание: написать тематическую статью об использовании альтернативных источников энергии в вашем регионе.
Сдать отчет о книге (2).
Lecturer only. No Literature.

Неделя 11
Кровяное давление: повышенное/пониженное кровяное давление; диабет, и другие сердечные заболевания (Приглашенный лектор.)
Задание: написать краткий биографический очерк пациента, страдающего от одной из болезней, обсужденной на этой неделе.
Lecturer only. No Literature.

Неделя 12
Вакцинация и шесть детских смертельных заболеваний. Другие детские заболевания; в целом гигиена и санитария и т.д. (Приглашенный лектор.)
Lecturer only. No Literature.

Неделя 13
ДНК / Генетика: гены; мутации; клонирование; заявки на лечение заболеваний; производство продуктов питания. (Приглашенный лектор.)
Задание: написать статью, раскрывающую тему ДНК для общего круга читателей.
Lecturer only. No Literature.

Неделя 14
Горная промышленность: разведка; обработка; маркетинг и значение для национального
развития. (Приглашенный лектор.)
Задание: переработка расследовательской статьи.
Lecturer only. No Literature.

Неделя 15
Кровь: группы, генотип, донорство; места хранения крови; переливание; нарушения,
сортировка. (Приглашенный лектор.)
Срок сдачи основного задания.
Lecturer only. No Literature.

No comments:

Post a Comment